Сценарий Наурыз мейрамы «Великий праздник весны»
Идеальное решение для тематического урока в младшей школе. Длительность 45 минут. Рекомендуется помещение украсить в соответствии с праздником. Можно постелить ковры, приготовить восточные сладости и восточную музыку.
Реквизит:
конфеты для обряда Шашу.
Действующие лица:
Ведущий,
Ведущая,
Старец.
Дети занимают свои места в классе, появляются Ведущие.
Ведущая:
Добрый, светлый день настал,
Праздник этот мир весь ждал,
Благодать, тепло пришло,
И все будет хорошо!
Ведущий:
Наурыз мейрамы наступил,
Добро он миру подарил,
Сегодня будем отмечать,
И равноденствие встречать!
Ведущая:
А с этим праздником сегодня,
Наступит добрый, новый год,
И все плохое от людей,
Сегодня просто отойдет!
Ведущий:
Дети, а вам знаком праздник Наурыз?
(Дети хором отвечают «Да». Перед тематическим уроком, с детьми проводят небольшую беседу о празднике)
Ведущая:
Это очень красивый, душевный, интересный праздник, объединяющий семьи, традиции и приносящий мир в каждый дом.
(Раздается стук, на пороге появляется Старец)
Старец:
Добрые люди, дайте воды,
Долго я шел, был я в пути,
Очень устал, утратил я силы,
Вы за вторжение, надеюсь, простите.
Ведущая:
Конечно, конечно, присядьте!
(Усаживает Старца на стул и наливает воды)
Старец:
Доброе дитя, спасибо тебе,
Будь ты от бед и зла в стороне,
Жажду свою я утолю,
И много чего я вам расскажу!
Ведущий:
Откуда Вы Дедушка пришли?
Что интересного видели Вы?
Дальние дали Вы покоряли?
Как нашу школу Вы отыскали?
Старец:
Я обошел весь мир,
Каждую страну, дважды я посетил,
Столько легенд и мифов собрал,
Школу случайно я отыскал.
Просто мимо двора проходил,
Случайно и класс я ваш посетил,
Знаний много, поверьте, храню,
Хотите я вам, что-нибудь расскажу?
Ведущая:
А вы знаете о празднике Наурыз? У нас сегодня тематический урок просто.
Старец:
О, это великий праздник — новое начало, новая жизнь, новые ожидания. Более пяти тысяч лет, люди во всем мире празднуют этот день, радуясь обновлению природы, обновлению мироздания. Основная идея этого праздника — любовь к природе. Много веков люди устраивали почести, торжества, гуляния и даже фестивали. Кстати, из всех стран, где мне довелось побывать, Казахстан полюбился мне больше всего. Это очень колоритное, солнечное и радушное место, но об этом после. Мало кому известно, что Наурыз ранее называли Улыс Куны, что значит, Первый день Нового года. Есть и другое название — Улыстын Улы Куны, а если говорить на нашем языке — Великий день народа. В этот день все дома щедро накрывают столы, ведь по поверью, чем щедрее празднование, тем будет изобильней и успешней год!
Ведущая:
Дедушка, а скажите, когда начинают отмечать этот праздник?
Старец:
Великий день начинают отмечать 21 марта, в день весеннего равноденствия. А готовиться к празднику начинаю заранее. Такая подготовка связана с первым символом Наурыза.
Ведущий:
А что, есть еще и символы?
Старец:
Конечно! И эти символы в разы постарше меня будут. Первый символ праздника — Очищение. За неделю люди начинают наводить порядок в домах, на улицах, в садах. Также очищаются родники, сажаются деревья, ведь только в чистоту может войти счастье. А с очищением улицы, очищается Душа. Люди перебирали вещи, избавлялись от ненужных и лишних, давая надежду на благополучие, перемены. Еще одним символом принято считать Символ Благодарности. 22 марта, нужно было обязательно одарить бездомного и накормить голодного, так люди благодарили судьбу за то, что они имели. Затем следовал символ «наурыз коже». Такое странное название носил традиционный весенний суп, который готовили местные женщины. Состояло это блюдо из семи компонентов. Ингредиенты могли быть разнообразными, но обязательно в супе должно было присутствовать молоко или айран, злаки и копченое мясо. В старину женщины даже соревновались в том, чей «Нурыз коже» будет вкуснее. Ох, это был настоящий праздник живота, ведь если не отведать суп в семи домах, не видать тебе Удачи в году. Еще одним символом этого праздника, стал Символ Общения. Так, с вечера 21 марта, все жители поселения собирались в одном месте, слушали песни, делились новостями и посвящали время друг другу. Казахи очень общительный народ. Помню, я несколько часов общался со своим старинным другом, но мы так и не смогли наговориться впрок. А еще, в этот вечер пели песни, под звук домбры, рассказывали эпосы и мудрые назидания. Акыны, так называли поэтов-импровизаторов и певцов, делали вечера волшебными и душевными. После общения следовал Символ Любви. Это очень трогательный момент, ведь тогда дети начинали петь под окнами прославляющие хозяев дома песни, даря самые лучшие пожелание и тепло. Молодые девушки впервые накрывали столы, имеющие название дастархан. В этот день позволяется открыто заявлять о своих привязанностях и дарить подарки любимы. Молодые люди приносили зеркала, символизирующие молодость, расческу, как символ красоты, и духи, как символ блаженства. В этот день отовсюду слышится смех, песни и шутки. Ах, какое это славное время (замолкает).
Ведущий:
Неужели это все символы праздника?
Старец:
О нет, что ты, что ты! Еще есть Символ Благополучия. Так, первые лучи солнца 22 марта считаются священными, поэтому все семьи стараются попасть на самое высокое место и встреть солнце с чистыми мыслями и самыми сокровенными желаниями. Каждый протягивает раскрытые ладони к лучам, а затем благоговейно проводят по лицу. Последним символом знака является Символ Прощения и Добра. 22 марта все дарят прощение врагам, забывая даже самые страшные обиды. Люди говорят друг другу добрые слова. Особенно ценно услышать в ответ слова благодарности от старшего поколения.
Ведущая:
Надо же, как интересно и познавательно. А наши дети тоже могут порадовать, ведь они приготовили удивительные поздравления с Наврузом.
(Дети читают стихи)
Старец:
Ой, ну порадовали старика, удивили. Коктем Туды друзья! Коктем Туды!
Ведущий:
Что же это значит?
Старец:
А это значит, с рождением весны!
Ведущая:
Вы так много знаете, Вы такой мудрый!
Старец:
А еще, с вашего позволения, я хотел бы провести один традиционный казахский обряд Шашу, дабы все дети были счастливы, и в их жизни было много Удачи!
Ведущий:
А это не больно?
Старец:
Это радостно!
(Поднимается со стула, открывает свой мешок и начинает осыпать детей конфетами)
Дети веселы и счастливы и урок заканчивается на радостной ноте.